
Надежда
Да и тех не берут. Гласит высказывание полководца Суворова, обладавшего удивительной дальновидностью. А какие настроения царят в среде российских ученых по поводу реформы отечественной науки?
Последствия реформы РАН, начавшейся два года назад, по прежнему тревожат научное сообщество. Почему наблюдается такое внимание к, казалось бы, текущему рабочему вопросу? Почему возникло так много обсуждений в сети, открытых писем, откуда волнение? Потому что всем понятно, что в наследство от СССР нам остался едва ли не сильнейший в мире научный сектор, обеспечивавший мощный импульс развития страны. Вот и президент отмечает: «наука на протяжении столетий является символом национального успеха, гордости, да и, можно сказать, величия России» . И от вектора развития этого сектора зависит многое.
Конечно, проблем в этой сфере в последние десятилетия было хоть отбавляй. Они накапливались и усиливались в период правления либерального режима — дефицит профессиональных кадров, нецелевое использование материальных ресурсов, имитация научных открытий, отток молодежи из науки, устаревшая инфраструктура. Прибавьте к этому хроническое недофинансирование (согласно докладу ЮНЕСКО, в
Вопреки всему, наука
Итак, отечественная наука и, в частности, академия РАН, были объявлены неэффективными, на них, как и на систему образования, было наложено клеймо «подлежит реформированию», и чиновники рьяно взялись за дело. Надо отметить, что аргументация, подтверждающая неэффективность отечественной науки, ими представлено не было.
Проект преобразования РАН задумывался еще в
27 сентября 2013 г. Президент России подписал Федеральный закон о реформе Российской академии наук, что повлекло за собой ожесточенные дискуссии по поводу его содержания и сроках вступления в действие, а также вызвало резкое сопротивление со стороны сообщества ученых. Было создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), в функции которого теперь входит управление российскими научными структурами и учреждениями. То есть с 1 января 2014 г. научные институты фактически переданы в ведомство ФАНО, а роль РАН сведена к координированию фундаментально поисковых исследований. Институты академического сектора были реструктуризированы, академии РАН (в том числе сельскохозяйственная и медицинская) — объединены в одну. После этого ряд видных ученых отказался вступать в новую академию, было подписано немало коллективных протестов.[1]
Очевидный конфликт интересов, прежде всего материальных, сомнение по поводу возможности эффективного управления теоретической физикой, сельским хозяйством и медициной из одного кресла — вот только некоторые причины недоверия к реформе российской науки.
Месяц назад произошла плановая рабочая встреча
«Шероховатостей» возникло, по всей видимости, немало. Механизм функционирования отечественной науки нарабатывался десятилетиями и ожидать, что за пару лет удастся решить накопившиеся проблемы и попутно не создать новые, было бы легкомысленно. Тем более что в свете результатов реформ, которые за последние годы были проведены в иных, не менее важных для страны сферах (здравоохранении, образовании, армии), в успешности переустройства научной отрасли сложно не сомневаться.
На негативные последствия реформы указывает множество авторитетных ученых, приведем некоторые мнения.
Фортов В.Е., доктор
Дедов И.И., доктор медицинских наук, эндокринолог, академик РАН: «Мы думали, что это получится достаточно оперативно, но пока что я должен сказать честно, откровенно вам, не очень получается».
Некипелов А.Д., доктор экономических наук, академик,
Рубаков В.А., доктор
Субъективные мнения, скажете? Обратимся к результатам коллективных экспертных опросов. Как показало исследование мнений работников научных институтов, две трети опрошенных отрицательно относятся к инициированным изменениям и уверены в том, что положительных результатов они не принесут.[2]
Рис. 1. Как оценивают научные работники изменения, которые произошли с Российской академией наук
Половина респондентов отметили, что в ходе реформы не была решена ни одна из свойственных отечественной науки проблем. Те, кто полагает, что с рядом проблем
Какой вывод можно из этого сделать? Практически никто из научных работников не понимает ни смысла, ни целей, ни назначения проводимых преобразований. Каких результатов можно добиться в такой ситуации, непонятно. Видимо чиновники от науки берут пример с политической элиты, которая держит народ за несознательную массу и не считает нужным объяснить ни долгосрочную стратегию, ни целевое видение развития страны. Это можно расценивать как преднамеренный ход — если нет представлений о цели движения, то и спросить о результатах по существу нельзя, можно с чувством высокого удовлетворения поставить галочку в очередном отчете и раскланяться.
Экспертные опросы проводились также накануне реформы с целью спрогнозировать ее возможные результаты и оценить риски. В
ЦНПМИ (Центр Сулакшина) в
Рис. 2. В целом, к чему приведет принятие закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?
Население России также не ожидало позитивных перемен: 77% наших соотечественников заявили, что «такие реформы РАН России не нужны, они убьют науку» , четверть респондентов уверены в том, что назначение всех манипуляций заключается в переделе собственности.[4]
Для того чтобы окончательно и безвозвратно не откатиться на позицию сырьевого придатка, страны третьего мира, надо внимательно и взвешенно выбирать стратегию преобразования и развития науки. Подход, которого придерживаются чиновники в деле реформы научного сектора, пока больше созвучен шутливой песенке Высоцкого:
«Товарищи ученые. Не сумневайтесь, милые,
Коль, что у вас не ладится, ну там не тот эффект,
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денечек покумекаем и выправим дефект».
Но России уже совсем не до шуток, а способы и методы, применяемые для выправления дефектов и возрождения отечественной науки / образования /медицины / армии
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Российская Академия наук.Хроника протеста. Июнь–июль 2013 г. Составитель А. Н. Паршин. Издание второе, дополненное и исправленное. — М.: Журнал «Русский репортер», 2013 г. — 368 с.
[2] Опрос Исследовательского холдинга Ромир. 300 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, среди которых 150 сотрудников научных институтов и 150 членов их семей. Опрос проводился в ноябре 2014 года в городах с численностью свыше 1 млн. человек, где сосредоточены научные институты, курируемые ФАНО.
[3] Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» №36 (1266). 6 сентября 2013 г.
[4] РОМИР, июль 2013
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Последствия реформы РАН 2013 г.: экспертная оценка
Образование — качественное или злокачественное?
Образ страны в культуре, образовании, науке
Заочная аспирантура: pro et contra
Вернуться на главную