Путиномику готовят к бурям, а народ — к лишениям

Путиномику готовят к бурям, а народ — к лишениям

Планы на 2022-й — 2024-й только выглядят оптимистично. Сбои предусмотрены заранее, и заплатят за них рядовые люди. Всплеска начальственных щедрот россияне могут ожидать только накануне «транзита» в 2024 году.

Конечно, бюджетный проект на предстоящие три года, который начал движение через Думу и Совфед, еще украсят лоббистские и пиаровские вставки. И даже сделавшись законом и получив подпись Путина, в точности исполняться он не будет. Традиции свято блюсти бюджет у нас нет.

Но документ, составленный в Минфине и рассказывающий об «основных направлениях» финансовой политики на 2022-й — 2024-й годы, прочитать стоит. Это декларация о намерениях. В которой перечислены начальственные опасения — и сказано, пусть слегка завуалированно, кому ждать государственных попечений, а кому лучше о них не думать.

Угрозу всемирного экономического обвала, как в 2008-м или 2020-м, Минфин считает небольшой. Бюджетный план исходит из того, что мировое хозяйство в ближайшие три года будет уверенно расти, ковид затихнет, а санкции против России не усилятся. Но этот оптимизм, делиться которым министру Силуанову приходится дистанционно, находясь на самоизоляции, имеет оборотную сторону. Бури в финансовом плане тоже прописаны.

По мнению Минфина, начавшийся на Западе «зеленый переход» может привести к падению спроса на нефть раз в пять при цене барреля всего $30–50: «Результаты стресс-тестирования устойчивости госфинансов отражают, что… вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. В этом свете к инвестированию дополнительных конъюнктурных доходов, накапливаемых в период относительно высоких цен, необходимо подходить особенно аккуратно…»

Хотя наши интеллектуалы-финансисты изъясняются коряво и не совсем грамотно, в умении нажимать на нужные кнопки им не откажешь. «Подходить аккуратно» — любимое выражение Путина. И ему же адресовано напоминание о 30-х годах, готовиться к которым мудрый Силуанов советует вождю уже сейчас.

А именно: не тратить слишком много «конъюнктурных» нефтедолларов, откладывать деньги на потом, поднять величину Фонда национального благосостояния до 10% ВВП (с нынешних 7%), тратить из этого фонда на госинвестиции не больше 400 млрд руб. в год (и то с большим разбором) и исходить из того, что уже в 2024-м баррель Urals будет стоить всего $56.

Скорее всего, этот толково составленный призыв, скрытно заложенный в трехлетний бюджетный план, будет услышан.

Тем более что расчеты, на которые этот план опирается, идут навстречу пожеланиям вождя: ВВП будет расти на 3–4% ежегодно, индекс инфляции уже в 2022-м опустится до 4%, а реальные доходы граждан станут увеличиваться на 2,5% в год.

Все это условности, прекрасно осознаваемые авторами документа. Таких темпов роста экономики на длительных отрезках времени у нас не было с позапрошлого десятилетия. Реальные доходы с тех же примерно пор чаще падали, чем росли. Что же до скорого и уверенного снижения инфляции, то в нынешнем году индекс потребительских цен далеко обгонит заложенные в расчеты 5,8% и, скорее всего, перевалит за 7%.

Это означает, помимо прочего, что реальные доходы, например, пенсионеров, в 2022-м вовсе не вырастут, как мимоходом обещает план, а снизятся. Потому что назначенная на 1 января предстоящего года индексация страховых пенсий составит всего 5,9%. И коснется только неработающих пенсионеров. О работающих в трехлетнем плане ни слова.

Такое цифровое несоответствие выдает спрятанный в этом бюджете простой рецепт: за любой сбой в начальственных предначертаниях, будь то недостижение контрольных цифр роста экономики, перевыполнение таковых по инфляции или что угодно иное, платить будут рядовые люди.

Правда, бюджетные траты на оборону, нацбезопасность и правоохрану, которые должны увеличиться за трехлетку на 18% (с 5,77 трлн руб. в 2021-м до 6,81 трлн руб. в 2024-м), выглядят лишь защищенными от инфляции, но не более того. Однако даже и не беря в расчет профильные траты, разбросанные по другим бюджетным статьям, учтем, что фактические доходы, а значит и расходы бюджета окажутся заметно выше плановых. Ведь идеологизированный «зеленый переход» ничего, кроме хаоса в мировых поставках и роста цен на энергоносители, еще не принес. Пока не похоже, что нефть станет дешеветь так быстро, как угрожает осмотрительный Минфин.

Значит, очень внушительные деньги прямыми или косвенными способами будут у нас поделены дополнительно. И уж конечно охранителей не обидят.

Но кое-что достанется и рядовым гражданам, хотя и совершенно особым порядком. Чтобы понять, каким именно, вернемся к плановым цифрам.

В нынешнем году траты по строке «социальная политика» (это в основном пенсии и пособия) должны составить 6,21 трлн руб. В 2022-м бюджет предусматривает крупное их снижение — до 5,84 трлн руб. Но потом, в 2023-м и 2024-м, они опять поднимаются — соответственно до 6,28 трлн и 6,34 трлн. Ясно, что этот всплеск щедрот приурочен к «транзиту»-2024.

Вероятно будет несколько туров денежных раздач, наподобие недавней сентябрьской премии пенсионерам. Причем более внушительных, чем на полтриллиона в год, как можно было бы вывести из бюджетного проекта. Ведь появятся и сверхплановые доходы. А в крайнем случае можно будет задействовать еще и часть «условно утвержденных», т. е. ожидаемых, но пока не распределенных трат. По совпадению, они предусмотрены только для 2024 года, но зато в весьма внушительном объеме — 1,3 трлн руб.

Так что за «транзит» народу выплатят компенсацию. Но на этом щедрость заканчивается. Все нормальные, регулярные, неисключительные расходы распределены в бюджете сообразно приоритетам путиномики: простонародные потребности, в общем, признаются, но стоят на последнем месте — после нужд силовиков, расходов на мегаломанские затеи и обслуживания заявок лоббистов.

Примем для простоты, что национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Наука и университеты» и «Культура» нацелены только на улучшение жизни обычных граждан и ни на что другое. Вырастут ли на них траты? Представьте, да. На все перечисленные нацпроекты в 2024-м планируется потратить на 490 млрд руб. больше, чем в 2021-м.

Прибавка составляет меньше 2% бюджетных расходов. Много это или мало? Есть с чем сравнить. Скажем, на одну только загадочную «стратегическую инициативу» под названием «Технологический рывок» за тот же отрезок времени траты вырастут на 206 млрд руб. И это ведь совсем не единственная «инициатива» — поди разбери, про что они и кто будет отвечать за отпущенные деньги.

А вот трата, которая хотя бы понятна. На три предстоящих года суммарно в план заложены «дополнительные бюджетные ассигнования… более 2,1 трлн руб. на реализацию мероприятий в сфере национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности: включая средства на повышение денежного довольствия, увеличение численности „контрактников“ и мобилизационного резерва, улучшение материально-технического обеспечения и др.»

После этого «и др." как раз и идут нужды простых граждан. Их не отрицают и совсем перечеркнут, только когда грянет очередная экономическая буря. А пока до них просто не доходят руки.


Сергей Шелин

Источник


Автор Сергей Григорьевич Шелин — политический аналитик, журналист, обозреватель ИА «Росбалт».

Фото: Коллаж ИА «Росбалт»



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
685
2542
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика